Компенсации, санкции, интеграция: в Госдуме рассказали об «острых вопросах» диалога Путина и Лукашенко в Сочи

Сегодня в Сочи пройдет встреча лидеров России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко, самый острый вопрос – выплаты за налоговый маневр. Перспективы беседы глав государств оценил для ФБА «Экономика сегодня» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.

Компенсации, санкции, интеграция: в Госдуме рассказали об "острых вопросах" диалога Путина и Лукашенко в Сочи

В Минске заранее заявили, что основным вопросом переговоров глав России и Белоруссии станут нефтегазовые вопросы, в частности, как сказал посол РБ в Москве Владимир Семашко, «будет решение вопросов, связанных с налоговым маневром». В белорусском минфине отметили, что в случае отсутствия компенсации от российской стороны переработка нефти станет убыточной. Минск просит компенсацию финансовых потерь, которые оценивает в $11 млрд за шесть лет.

В конце 2018 года прошли две встречи лидеров глав государств, и со стороны РБ слышались намеки на компромисс. В частности, Лукашенко заявил: «Я иногда задаю этот вопрос сам себе, но сегодня скажу публично: неужели кое-кому в России Украины не хватает? Неужели надо обязательно создать проблему на ровном месте? Ну нет у вас возможности компенсировать нам потери от этого налогового маневра. Господь с вами. Мы же у вас не отбираем ваш товар». Официально Москва и Минск констатируют позитивные итоги предыдущих переговоров.

Компенсации, санкции, интеграция: в Госдуме рассказали об "острых вопросах" диалога Путина и Лукашенко в Сочи

«Россией и Белоруссией заключены десятки различных соглашений – в области унификации законов, создании союзного государство, а главное, в сфере экономики. Существуют договоренности, которые позволяют развивать евразийское экономическое сотрудничество. При этом мы постоянно слышим от Минска различные предложения по вариантам взаимодействия при налоговом маневре России, снижению стоимости энергоносителей.

Для этого существует межправительственная комиссия двух стран – она рассматривает все эти предложения. Кроме того, в Госдуме создана рабочая группа, которая займется полным пересмотром взаимных договоренностей, в том числе экономических. На встречах же в формате двух президентов рассматривают вопросы будущего построения союзного государства и его развития. То есть говорить, что вопрос налогового маневра будет решен сегодня в рамках диалога Путина и Лукашенко, неправильно – встреча будет посвящена целому комплексу общих вопросов», — отмечает парламентарий.

Принцип компромисса

Российский налоговый маневр состоит в том, что экспортные пошлины на нефть в стране постепенно будут снижены до нуля за шесть лет, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) увеличится. Дополнительные доходы от НДПИ в результате налогового маневра, по расчетам авторов инициативы, составят 10,8 трлн рублей. Потери бюджета от реформы, в том числе из-за поддержки нефтепереработки, за тот же период оцениваются в 3,4 трлн рублей.

В Минске опасаются, что планы российской стороны к 2024 году обнулить экспортную пошлину на нефтепродукты и поднять налоговую ставку на добычу полезных ископаемых повлияют на стоимость черного золота для РБ. Белорусский замминистра финансов Андрей Белковец прогнозировал: в этом случае переработка нефти становится убыточной, и нет смысла тогда ввозить 24 млн тонн сырья. Ведь, уточнил чиновник, для насыщения внутреннего рынка хватит 6 млн тонн нефти, полтора млн тонн из которых Белоруссия добывает сама.

Компенсации, санкции, интеграция: в Госдуме рассказали об "острых вопросах" диалога Путина и Лукашенко в Сочи

«Никаких сомнений, что этот вопрос в рамках переговоров Москвы и Минска будет разрешен, нет, — подчеркивает Водолацкий. – Россия и Белоруссия всегда найдут компромисс – хотя бы потому, что их очень многое связывает. Экономики двух стран тесно интегрированы друг с другом – этот факт просто диктует необходимость решения вопросов на взаимовыгодной основе.

В конечном итоге компромисс снимет все возможные трения, и будет выгоден как Москве, так и Минску. Где-то обоим партнерам придется поступиться позициями в пользу друг друга, но в конечном итоге это пойдет на пользу жителям двух государств. Не решусь сказать, на каком уровне в конечном итоге выход будет найден, но это вопрос не тупиковый – стороны готовы рассматривать варианты и искать самый оптимальный из них».

Контрабанда и санкции

Вт начале февраля российский премьер Дмитрий Медведев жестко раскритиковал действия Минска, заявив, что если Белоруссия будет заниматься недобросовестной конкуренцией, «демпинговать», то Москва с этим разберется. Он уточнил: российский Щербинский лифтостроительный завод, главным конкурентом которого является Могилевский завод лифтового машиностроения, несет убытки. Все потому, что белорусское предприятие пользуется серьезной финансовой поддержкой государства, что считается недобросовестной конкуренцией на рынке РФ.

Регулярно у Москвы возникают к Минску и вопросы, связанные с контрабандой. Российская сторона считает, что Белоруссия пропускает через свою территорию товары третьих стран, которые запрещены ко ввозу в РФ из-за санкций. В результате страдает экономика РФ. Об этом заявлялось неоднократно на высшем уровне, Минск отрицает массовые поставки контрабандных товаров из Украины и Европы по белорусской территории.

Компенсации, санкции, интеграция: в Госдуме рассказали об "острых вопросах" диалога Путина и Лукашенко в Сочи

«Вопросы поставок санкционных товаров в Россию двумя государствами обсуждаются постоянно – по линии пограничных служб, таможенных управлений, а также на переговорах профильных департаментов министерств экономики. В конечном итоге эта работа как раз направлена на ликвидацию „серых схем“ провоза через РБ запрещенной продукции. Для этого Россия создает особые условия.

Они заключаются в том, что если в РФ выявляются партии товаров производства третьих стран под видом белорусских, то перекрывается возможность для ввоза целым заводам и фабрикам, допустившим использование своего бренда и своей маркировки. То есть производителям РБ просто невыгодно становится рисковать и допускать контрабанду, фальсификаты. Этот особый режим набирает обороты, и бизнес РБ уже сегодня понимает преимущества честной конкурентной работы на российском рынке», — отмечает Водолацкий.

Барьеры интеграции

Проект Союзного государства России и Белоруссии подразумевает массу интеграционных процессов, в том числе создание единого энергетического и топливного рынка, введение общей валюты, проекты в области оборонной промышленности, безопасности, военно-технического сотрудничества, медицины, генной инженерии и космической отрасли. Медведев подчеркивал: есть два сценария интеграции двух государств.

Первый — консервативный, при сохранении контуров того союзного государства, которое было создано. Второй вариант сотрудничества — продвинутый, основан на повышении уровня интеграции до пределов, которые установлены в договоре, с одновременным повышением взаимозависимости экономик и возможностью оказания помощи и поддержки в ходе союзного строительства, решения самых разных вопросов, которые относятся к интеграции. Россия готова и дальше продвигаться по пути строительства союзного государства, включая создание единого эмиссионного центра, единой таможенной службы, суда, счетной палаты.

Компенсации, санкции, интеграция: в Госдуме рассказали об "острых вопросах" диалога Путина и Лукашенко в Сочи

«Интеграционные процессы идут, но требуют колоссальной работы, — подчеркивает депутат Госдумы. – Сам договор о сближении двух стран подписывался еще в конце 1990-х, многие положения устарели и не соответствуют сегодняшним реалиям. На прошлой неделе впервые собрали около 50 различных министерств и ведомств РФ, они будут работать по направлениям разных рабочих групп. Предстоит полный анализ эффективности интеграционного договора.

Потом нам предстоит докладывать об этом президенту Владимиру Путину, и начнется работа по обновлению условий интеграции. Жизнь не стоит на месте, законодательные акты нужно адаптировать к сегодняшним экономическим, политическим процессам. Будет очень многое изменено, что-то исключено, другие моменты учтены и добавлены. Но это огромная работа, которая займет не один день. Сказать сегодня, когда все будет закончено и согласовано, просто невозможно».

Направления и решения

Накануне Нового года Лукашенко встретился с Путиным два раза — 25 и 29 декабря. По итогам и Москва, и Минск заявляли о позитивных итогах переговорах и самом широком спектре обсуждаемых вопросов. 28 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая будет заниматься подготовкой интеграции России и Белоруссии. Статус ее говорит за себя -  возглавит группу министр экономического развития РФ Максим Орешкин, в состав войдут представители всех ведомств — правительства, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты.

Аналогичную структуру, по словам Лукашенко, создает и Минск – группы будут тесно взаимодействовать друг с другом. При этом регулярно появляются слухи о возможном вхождении Белоруссии в состав РФ – они беспочвенны. «Конечно, речи о каком-то присоединении не идет, — говорил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в конце 2018 года. — Это скорее движение навстречу друг другу, это не движение в одну сторону. Дело в том, что это не может вызывать какие-то озабоченности, потому что это, собственно, в интересах всех».

Компенсации, санкции, интеграция: в Госдуме рассказали об "острых вопросах" диалога Путина и Лукашенко в Сочи

«Система взаимосвязей России и Белоруссии такова, что на встречах двух президентов обсуждаются лишь возможные новые линии и перспективные направления как сотрудничества, так и интеграционных процессов. После этого достигнутые результаты передаются на проработку в парламенты и кабмины двух стран, а также общим комиссиям. И уже там рассматриваются конкретные стратегии, планы и возможности достижения поставленных целей. Эта схема зарекомендовала себя и работает довольно четко.

Наиболее свежий пример: по итогам одной из встреч было решено пересмотреть Таможенный кодекс ЕАЭС – он принимался достаточно давно и успел устареть. На сегодняшний день мы приняли обновленный вариант – в итоге каждому государству Евразийского союза, в том числе России, придется внести изменение минимум в 40 национальных законов, чтобы новый документ начал работать. Когда это произойдет, Таможенный кодекс ЕАЭС откроет огромный спектр взаимовыгодных направлений для предпринимателей РФ, Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Причем позитивные изменения почувствует не только крупный бизнес, но и представители малого и среднего предпринимательства. Убирается масса бюрократических препонов, на которые жалуются все участники экономического альянса. А значит, торговля станет более открытой, что пойдет на пользу всем государствам ЕАЭС», — заключает Виктор Водолацкий.

Автор:
Максим Бут
rueconomics.ru